Тенденции формирования и развития сектора интеллектуальных услуг в России, в том числе специфика управления, масштабирования, рекламы и брендинга бизнеса, стали главными темами II всероссийской межотраслевой живой конференции «Интеллектуальная услуга — 2017: управление интеллектуальным производством». Проект был задуман и впервые воплощен в прошлом году бизнес-дуэтом «Кубит» в лице Валерия Платонова и Павла Савченко. Событие 2017 года было организовано издательским домом «Коммерсантъ».
Марина Скляренко
В начале XXI века «интеллектуальная» экономика в развитых странах мира приобретает реальные черты. Есть мнение, что уже к середине этого века только такие экономики и будут считаться передовыми в противовес «сервисным» и «индустриальным». И сектор интеллектуальных услуг уже становится системообразующим. Главный тренд очевиден и неизбежен, пришли к единому выводу участники конференции: если Россия не хочет в очередной раз оказаться вне глобального мейнстрима, в стране необходимо развивать интеллектуальный сервис. «Основу знаниеемкой экономики составляет производство знаний. Мы выделяем в новой экономике сектор k2b — knowledge to business, или дословно — «обслуживание бизнеса знанием». Сегодня представителям интеллектуального труда в бизнесе нужно осознать себя экономической силой — мы таких людей называем интеллектуальными капиталистами»,— отметил Валерий Платонов, представляющий бизнес-дуэт «Кубит».
Сам сектор интеллектуальных услуг нельзя назвать кардинально новым: те же компании «Большой четверки» — это крупные международные игроки, оказывающие интеллектуальные услуги не один десяток лет. На российском рынке к сектору интеллектуальных услуг для бизнеса чаще всего относят услуги консалтинговых компаний.
Сейчас отечественный k2b переживает стадию переформатирования и переходит к новому этапу активного развития и роста. Отмечая общие черты всех интеллектуальных услуг в своем выступлении, профессор кафедры прикладной институциональной экономики МГУ Марина Дорошенко указывает на то, что они не могут быть тиражированы, то есть поставлены на поток. Конвейер в традиционном для производства смысле не только не способствует, но даже препятствует любым приложениям интеллекта от исполнителя. В массовом производстве интеллектуальных услуг есть некое базовое технологическое ядро, но особую роль играет оболочка, формируемая под конкретного заказчика, как раз и требующая приложения интеллектуальных усилий. А для обеспечения качества услуги принципиально важно активное содействие заказчика, точно знающего свои потребности и становящимся, по сути, вторым ее производителем, а также высокая профессиональная квалификация производителя услуги.
Интеллектуальная охота
Востребованность специалистов интеллектуальных профессий с каждым годом растет. Людей, обладающих высокой мотивацией и потенциалом, хорошим уровнем образования, умением достигать конкретных результатов, на открытом рынке труда не так много, и именно за них сегодня идет борьба. Директор HeadHunter по Северо-Западу Юлия Сахарова среди актуальных требований к специалистам интеллектуального труда в бизнесе выделяет навыки работы с IT-системами, большими данными, аналитикой, владение кроссфункциональными знаниями, способность работать на стыке отраслевой специфики, навыки разработки, продаж, продвижения продукта. По прогнозам, в течение следующих двух лет искусственный интеллект и Big Data начнут активно использоваться в измерении талантов сотрудников. Уже сейчас возрастает значение межотраслевой коммуникации, зарождаются новые профессии. «В 2012 году на HeadHunter было размещено всего семь вакансий для специалистов по изучению данных, а в 2017 году их насчитывается уже 650. По аналитике сайта hh.ru, сфера «IT, интернет, телеком» стабильно занимает второе место по количеству размещенных вакансий в Санкт-Петербурге — 16% от общего количества предложений о работе в третьем квартале 2017 года. При этом hh-индекс в октябре здесь равнялся 2,9 — то есть в среднем на одну вакансию приходится три резюме»,— привела конкретные цифры госпожа Сахарова.
Дискуссионной темой стали вопросы управления интеллектуальным производством. Классический регулярный менеджмент, используемый в производственных бизнес-процессах, в производстве интеллектуальных услуг малоэффективен. Эксперты согласились, что для k2b-компаний необходимы более демократичные формы управления, в том числе широкие горизонтальные связи, новые форматы работы над проектами, доступность коммуникаций для сотрудников. При этом мотивация работников сферы интеллектуального труда во многом зависит от уровня развития корпоративной культуры и построения бизнес-процессов в конкретной компании, а не только от материального вознаграждения за труд. Важный аспект в управлении креативными кадрами — формирование пространства, уверен управляющий партнер PSB Group Станислав Толстой. Яркий пример — успех Google, где уделяют большое внимание проектированию рабочего пространства. Вместо уже уходящего в небытие классического open-space следует формировать уникальную среду для конкретной команды. «Есть мнение, что лучше креативить людей заставляет дискомфортная среда. Я считаю, что, возможно, это и подстегивает музу, но работать в такой обстановке гораздо сложнее»,— уточнил господин Толстой.
Поймать волну
Перед сектором k2b открываются новые горизонты в знаниеемкой экономике. Но в широком спектре направлений не так просто выбрать прибыльное. Генеральный директор Data Fabric Сергей Исаев отметил, что продавать, например, консалтинговые услуги в России очень сложно, гораздо сложнее, чем на Западе: «Русский управленец считает себя самым умным, и уверен, что учить его не надо. Стандартное мнение: как можно заплатить серьезные деньги за работу человека, результат деятельности которого — бумажка с перечислением того, что плохо, что хорошо и что делать, чтобы стало лучше?»— посетовал господин Исаев.
Множество «окон возможностей» для сектора интеллектуальных услуг госпожа Дорошенко видит в наметившейся мировой тенденции к реиндустриализации, одной из важных особенностей которой является так называемое «обрастание услугами». В новой экономике значительная, если не основная, доля добавленной стоимости приходится не на сам базовый производственный процесс, а на сопутствующие и последующие звенья цепочки добавленной стоимости: инжиниринг, IT-cервисы, управленческие практики, маркетинг, рекламу. И чем интеллектуальнее будут такие услуги, тем больше добавленной стоимости они смогут произвести.
Участники конференции обсудили также возможности и риски в развитии рынка интеллектуальных услуг. Станислав Толстой подчеркнул, что рынок будет расти за счет отдельных сегментов. Среди прорывных — например, рынок технологий цифровизации. При этом господин Исаев подтвердил востребованность интеллектуальных услуг как результата работы информационных систем, в том числе на волне «хайпа» вокруг искусственного интеллекта. «Системы создают добавочную стоимость существующим данным, могут обнаруживать что-то неочевидное, обозревая весь объем данных, что человеку недоступно, и это востребовано в самых разных областях»,— рассудил господин Исаев. Так, в банковской сфере внедрение «умных» информационных систем снижает затраты на операционную деятельность за счет сокращения потребности в человеческом труде и ускорения работы. Рост в сфере интеллектуальных информационных систем за последний год трудно оценить в процентах: произошел знаковый скачок «от нуля до единицы». «Если раньше это были просто технологии и люди, которые ими занимались, то сейчас только-только начали формироваться кейсы, которые можно решить с помощью этих технологий. И бизнес, понимая, какие задачи можно решить с их помощью, какие средства сэкономить или заработать, подбирает эти системы для внедрения»,— уверен Сергей Исаев.
Даже инертный государственный сектор все же вынужден приспосабливаться к требованиям времени, подчеркнула госпожа Дорошенко. Тенденция к постепенному отходу от индустриального конвейерного подхода стала заметной даже в таких традиционно консервативных отраслях, как образование и здравоохранение, и здесь открываются новые перспективы для взаимодействия государства и интеллектуального бизнеса.
Вопрос в упаковке
Вопросам брендинга, маркетинга, PR-сопровождения интеллектуальных услуг был отведен весь второй день конференции. В случае с интеллектуальными услугами зачастую очень сложно объяснить потенциальному покупателю, что за товар вы продаете и какова его ценность, рассказали участники дискуссии. «Компаниям необходимо научиться правильно доносить ценность услуги до потребителя, и эффективнее всего для этого применять профессиональные рекламные подходы»,— прокомментировал креативный директор рекламного агентства «Золотое сечение» Никита Прядко.
Невозможно выделить особые уникальные инструменты в создании рекламы интеллектуальных услуг, отметили участники конференции. Прежде всего это анализ потребностей целевой аудитории плюс креативный подход к представлению услуги для потребителей. «В практике нашей компании показателен успешный кейс по продвижению образовательного проекта, завоевавший ряд профессиональных наград, с нестандартным подходом — тогда только начинались марафоны в социальных сетях. Он показал десятикратную эффективность в сравнении с бюджетом»,— рассказал господин Прядко. Таким образом, креатив — это не про огромные расходы, а про то, как выжать максимум из каждого инструмента, даже из недорогой таргетированной рекламы. В случае с продвижением интеллектуальных услуг объем средств на рекламу не определяет ее результативность.
«Интеллектуальные услуги — продукт прежде всего очень структурный, требующий скрупулезного подхода как к стратегии, так и к реализации. Бренд — это не только набор ассоциаций и образ в сознании целевой аудитории, но и работающий бизнес, эффективный и имеющий перспективы развития. Он должен быть понятным, предсказуемым, способным к изменениям»,— акцентировала внимание в своем выступлении генеральный директор Brandson Branding Agency, член совета АБКР Елена Юферева. В области интеллектуальных услуг фокус смещается с коммуникации, донесения преимуществ в сторону построения механизма непрерывной генерации этих преимуществ.
«В области производства интеллектуального продукта принципиальна ориентация на разработку бренд-платформы, в основе которой будет стратегическое видение собственников бизнеса, поскольку интеллектуальная услуга по своей сути — всегда взгляд с высоты птичьего полета. При этом бренд должен решать тактические проблемы не напрямую, в лоб, а через экосистему стратегических целей самого бизнеса. Сами коммуникации должны быть очень таргетированными, точно выверенными»,— развила мысль госпожа Юферева.
Конференция прошла в формате полилога, форсайт-сессий и мастерских для совместной работы над кейсами — поиска решений и ответов «здесь и сейчас». Павел Савченко из бизнес-дуэта «Кубит» отметил, что такой подход к деловым мероприятиям сам по себе является ноу-хау для России, он должен задать новую волну для подобных событий. «Пора уходить от «мероприятий в черных носках» и переходить к формату разговора равных с равными, где каждый может стать спикером и обменяться с другими участниками знаниями и опытом»,— дополнил его компаньон Валерий Платонов. Место проведения мероприятия было выбрано соответствующее — креативное пространство «Люмьер Холл» под сводами газгольдера XIX века. Организаторы планируют, что конференция станет традиционной: для России k2b — пока относительно новое направление, которое нужно популяризировать, объединяя представителей отрасли для живого обсуждения актуальных вопросов.
Источник: http://qbit.spb.ru/stati/
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.